Главная » Теория » Фотостоковый бизнес

4 августа 2016г.

Нет комментариев

, , ,

Фотостоковый бизнес

Миниатюра записи

Здравствуйте, коллеги! Активное развитие рекламного рынка вкупе с прогрессом информационных технологий породило создание стоковых фотографий. Эта деятельность стала известна за рубежом в 60-е годы прошлого века, а в России обрела популярность относительно недавно.

Стоковые фотографии — это фотоизображения, которые реализуются на общедоступных торговых сервисах и в дальнейшем могут использоваться для различных целей. Главная особенность таких фотографий связана с тем, что они создаются не под интересы конкретного заказчика. Разместить и приобрести стоковые фотографии можно на специальных площадках, которые называются фотобанки.

Что такое фотобанки?

Фотобанки (иначе фотостоки, библиотека фотографий, фотоархив) — коллекция изображений, размещенная на определенном ресурсе, выступающем посредником между авторами и покупателями. Эти площадки предоставляют право пользования тем или иным изображением за плату, часть которой перечисляется его авторам. Современные фотостоки позволяют загружать не только фото, но и 3D-анимацию, растровые и векторные изображения, видеоклипы, аудиофайлы и многое другое.
Лягушки фотографируются

Фотобанки берут на себя часть работы, которую должен выполнять автор — раскрутку изображений, привлечение клиентов, защиту авторских прав. За это, естественно, они берут определенную комиссию. Все вопросы сотрудничества между авторами и представителями фотостока регулируются на основании специального соглашения, защищающего интересы обеих сторон.

Существование подобных организаций заметно облегчает жизнь веб-дизайнерам, журналистам, художникам, маркетологам и другим специалистам. Им в случае отсутствия подобных ресурсов пришлось бы самим создавать изображения или нанимать для этого профессионального фотографа, услуги которого заметно дороже покупки материала в фотобанке.

Обзор наиболее популярных фотобанков

Среди множества фотобанков наибольшего внимания достойны:

Shutterstock.com — один из самых высокодоходных проектов для авторов, правда, выставляющий новичкам довольно жесткие требования — своеобразный экзамен в виде 10 тестовых фотографий. Для получения права загружать сюда изображения необходимо, чтобы из них приняли не менее семи. В случае неудачи повторить попытку можно через месяц без новой регистрации. Минимальное разрешение фото от 4 Мп.

istockphoto.com — ресурс с неплохими продажами, требующий три тестовых изображения, которые должны быть все приняты. При неудаче новая попытка предоставляется через три месяца. Минимальное разрешение фото 1600 на 1200 пикселей.

Fotolia.com — довольно молодой, но активно развивающийся фотобанк, в отличие от многих конкурентов не требует при регистрации загрузки тестовых работ и скана паспорта.

dreamstime.com — хороший, конкурентоспособный ресурс, каждый месяц организующий конкурсы на лучшее фото.

Фотограф, коллаж с надписями

Каким критериям должны соответствовать стоковые фотографии?

Несмотря на присутствие огромнейших коллекций изображений на фотостоках, к ним предъявляются довольно жесткие требования, игнорирование которых приведет к отказу их размещения на ресурсе.

  1. Качественная фотография, размером 3-4 Мп.
  2. Коммерчески ориентированное изображение, то есть в идеале фотография должна точно подходить в качестве фона для рекламных продуктов, подобных тем, что располагаются на щитах вдоль дорог или страницах глянцевых журналов.
  3. Отсутствие на фото артефактов и украшений (искажений кромок предметов, отображения времени и даты, рамок, подписей и т.д).
  4. Фото с банальными изображениями — дети, домашние животные, пейзажи, натюрморты, бытовая тематика. Исключения в редчайших случаях связаны с точным попаданием в стоковые критерии или выбором удачного ракурса, позволяющего лицезреть привычные вещи нетривиальным образом.
  5. Соответствие юридическим формальностям:
    • При постановочной съемке модели в обязательном порядке необходимо ее письменное согласие на дальнейшую продажу снимка (Model Release или релиз модели). Его можно загружать на фотосток вместе с фото отдельным файлом. Исключение — продажа по лицензии Editorial.
    • При нахождении в кадре товарных знаков, логотипов и даже промышленных объектов требуется соглашение с их правообладателями.

Девушка с фотоаппаратом

Отличия стоковой фотографии от художественной

Фотограф, создающий стоковое изображение, стоит перед конкретной целью — конвертировать свои умения в деньги, подчиняясь законам рынка и требованиям потенциальных заказчиков. Здесь вдохновение, любимые автором темы и эстетика композиции уходят на второй план. Главное, соответствовать законам рекламного рынка. Для этого нужно представлять закономерности его развития, а также четко видеть и понимать степень популярности определенных жанров, видов, сюжетов. В идеале фотограф должен целенаправленно работать на сток, фотографируя то, что может теоретически привлечь рекламщиков и дизайнеров, а не выкладывать свои архивы, когда-то снятые для души. Неплохо представить полезность фотографии со стороны — кому она интересна и для какой аудитории подойдет.

В отличие от стокового изображения художественная фотография зачастую является законченным произведением искусства, имеющим композиционный сюжет, через который передается эмоционально-чувственная составляющая, заложенная автором. Такие работы могут по праву признаваться искусствоведами настоящими шедеврами, но ничего не будут стоить на стоковом рынке, так как не подчиняются его законам.

Как заработать на стоковых фотографиях

В интернете существует немало специализированных ресурсов, на которых можно бесплатно размещать свои фотографии, векторные рисунки и даже видео. Cкачивание понравившихся изображений возможно только после оплаты.
Девушка фотограф
В результате автор получает законно причитающийся гонорар, который на разных площадках варьируется в пределах 30-60%. Стоимость изображения определяется на основании:

  • размера аудитории;
  • тиража выпуска;
  • страны или региона использования изображения;
  • типа лицензии.

Последний критерий имеет важнейшее значение в плане ценообразования, поэтому остановимся на нем подробнее. Процесс лицензирования связан с получением разрешения на использование изображения в собственных целях. Самая распространенная разновидность лицензии на стоковом рынке — Royalty-Free. В этом случае покупатель выплачивает вознаграждение за изображение фотобанку, а последний затем перечисляет его автору. При этом после продажи покупатель не приобретает авторские права на изображение, а получает только право на его использование. Данный вид лицензии дает право использования фотографии в СМИ неограниченное количество раз, одновременно лимитируя тиражи печатной продукции.

Лицензия Editorial позволяет использовать фото в некоммерческих целях, например для иллюстрации события или информационного повода. Обозначение автором на фотографии пометки Editorial дает право на законных основаниях использовать образы людей (за исключением крупных планов).

Тематика фотографий может быть самая разнообразная от винтажных и абстрактных изображений, до еды и финансов. Тренды на этом рынке постоянно меняются, поэтому востребованность фото определяется не только его качеством, но и потребностью покупателем и соответствием актуальному культурному контексту рекламного и дизайнерского рынка.

Поделитесь с друзьями:

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz

StockInspector

Блог инспектора фотобанка

© 2014 — 2015 StockInspector