Главная » Теория » Как выбрать фотоаппарат для начинающего

4 мая 2016г.

4 комментария

,

Как выбрать фотоаппарат для начинающего

Миниатюра записи

Здравствуйте, коллеги! Сегодня тема про то, как выбрать фотоаппарат для начинающего фотографа. Таких руководств в Интернете много, и кто я такой, чтобы писать ещё одну? Но попробую. Как обычно, сделаю акцент на стоковой фотографии.

Нужно определиться — что для вас значит «начинающий».

  • Вы хотите «фоткать для себя», то есть только для семейного альбома, или
  • Вы хотите на этом зарабатывать, то есть стать фотографом.

Понимаю, что многие не могут сразу это решить. Говорят: «Вот я пофоткаю для себя, а если понравится, то буду и совершенствоваться». Ещё говорят: «В отпуск еду, надо фотик, чтобы на память!» Ещё кому-то просто хочется купить «аппарат покруче», чтобы выглядеть как настоящий фотограф. К фотографии это уже не имеет отношения, можно не обсуждать. Выбирать следует не самый лучший фотоаппарат, а наиболее оптимальный фотоаппарат для конкретных задач.

Для себя

Если у вас не стоит задача работать с фотостоками, а хотите своими картинками собирать лайки в социальных сетях или на каких-нибудь специализированных фото-сайтах, то компактные камеры вполне вам подойдут. Потому что такие фотографии всего лишь рассматриваются на экранах мониторов. Они не печатаются на бумагу или плёнку, не используются в рекламе, в журналах или как-то ещё — то есть там, где и требуется качественная картинка. Снимки делаются чтобы всего лишь показать их людям через Интернет. А на экране монитора полный формат не нужен! Поэтому и высокое технические качество тоже не нужно! В соцсетях и на фотосайтах оцениваются прежде всего композиция кадра, работа со светом, работа с моделями, общий замысел. То есть сугубо творческие составляющие. А для них супер-навороченная камера не особо требуется.
snap-snap-1546369-1278x868

Для каких сюжетов лучше всего подходят компакты? В первую очередь для пейзажей. Почему? Ну вот, например, такая причина, рассказываю. У дешёвых компактных фотоаппаратов почти всегда имеется такой недостаток, как лаг затвора. Это когда вы нажимаете на кнопку, а затвор срабатывает не сразу. Наверняка вы такое помните! Иногда может пройти и секунда, и даже две! Это связано с особенностями их конструкции, не буду углубляться. Так вот, этот лаг почти наверняка помешает вам снимать качественные портреты. Пока фотик раздумывает, ваша модель может моргнуть, ваша кошка может убежать, ваш ребёнок может устать ждать птичку и сменить позу, и так далее. Я уж не говорю, что снимать динамику, например спорт, компактными мыльницами вообще не получится. Разве только художественно размытые фоны. Остаются сюжеты, которые не меняются длительное время. А это — как раз пейзажи.

Тут стоит упомянуть одну фигуру умолчания. Дело в том, что про лаг затвора компактных фотоаппаратов ни один продавец нигде не пишет. Нет информации ни на сайтах, ни в руководствах, которые в коробке. И эта особенность становится неприятным сюрпризом для начинающих фотолюбителей — жмёшь на кнопку, а аппарат тормозит, и фотки получаются смазанными! Как же так? А вот так! Какой же продавец станет откровенно рассказывать про недостатки товара? «Это бизнес, ничего личного».

Для съёмки пейзажей как правило нужно, чтобы диафрагма имела или средние значения, или закрыта сильнее среднего. Вот отсюда и отталкивайтесь при выборе — чтобы диафрагму можно было закрыть где-то до значений F8 — F16.

Ещё один известный миф, усиленно продвигаемый маркетологами — это количество мегапикселей на матрице. Возьмите характеристики дешёвой фото-мыльницы и прочитайте: 16 мегапикселей, 18, 20, или даже 25 мегапикселей! А внизу мелким шрифтом написано: размер матрицы 6 миллиметров на 4 миллиметра. Это спичечная головка! И на ней 20 миллионов светочувствительных элементов! Друзья мои, это кошмарный финиш! Ни о каком качестве снимков с такой матрицы говорить не приходится.
girl holding vintage camera outdoors

Итак, при выборе компактного фотоаппарата обращайте внимание на характеристики матрицы. Значение имеет физический размер матрицы — чем он больше, тем качественнее снимки. Сказать точнее — чем больше размер светочувствительных элементов (пикселей), тем выше качество. Поэтому лучше — когда большая матрица и на ней меньше пикселей. У меня долгое время был фотоаппарат, у которого на матрице было всего 6 (шесть!) мегапикселей. И эти фотографии до сих пор продаются в фотобанках! Настоятельно советую не обращать внимания на количество мегапикселей — это всего только маркетинговые уловки.

Зачем же производятся и продаются самые дешёвые фото-мыльницы? Я думаю — для фактически документальной съёмки в стиле «мы здесь были». Выложить фотку в соцсети, чтобы показать друзьям: «вот я на фоне горы» или «вот я залез на верблюда». Без каких-либо заявок на качество. Выбирать такие фотоаппараты даже для начинающих я категорически не советую, разве только чтобы маленького ребёнка порадовать игрушкой.

Для работы

Так вот, я предлагаю заняться стоковой фотографией, которая может стать для вас стабильным источником дохода, и сделает из вас в самом деле фотографа. Читайте по ссылке, здесь повторяться не буду.

Для стоковой фотографии очень важно техническое качество снимков. Это значит, что дешёвый сегмент фото-мыльниц отпадает сам собой. Дешёвые и простые компакты для продажи фотографий на фотостоках не подходят. Картинки с них просто не будут приняты, их отклонят все инспекторы.

А вот компактные фотоаппараты среднего и высшего сегментов обладают всем, что нужно для успешного начала. Адекватный набор настроек — не сильно урезанный, но и не сильно обширный. Не слишком сложны в работе — не станут отвлекать вас от ваших замыслов. Имеют вполне приличные характеристики — сможете успешно попробовать себя на фотобанках.

Но наибольший простор для творчества вы получите только с зеркальной камерой.

  • У зеркалок большая матрица. По-настоящему большая: у флагманских моделей в размере стандартного плёночного кадра 36х24 мм, у дешёвых — обычно чуть меньше. Почему это важно, я писал выше — светочувствительные пиксели сами по себе имеют бОльший размер, а это означает несравненно лучшее качество снимков.
  • У зеркалок сменные объективы. Это даёт возможность применять одну и ту же камеру для съёмок самых разных сюжетов. Диапазон применений зеркальной камеры ничем не ограничен (правда, если ничем не ограничен и ваш кошелёк — объективы стоят дорого).
  • У зеркалок не бывает лага затвора. Срабатывание происходит сразу же вслед за нажатием кнопки. Это даёт возможность снимать динамичные сцены, спорт, быстрое движение. Ловить моменты, короче.
  • У зеркалок как правило очень много всяких настроек, что даёт уж точно неограниченные возможности для экспериментов.

Это всё плюсы. Минусы тоже очевидны:

  • Зеркалки сильно дороже, чем компакты. Некоторые стоят прямо совсем дорого, как автомобиль. Причём я говорю о камерах с обычной матрицей 36х24 мм. Стоимость среднеформатных камер я даже упоминать не буду.
    Но тут есть хорошая новость. Для начинающих самый лучший фотоаппарат — не самый дорогой! Для начинающего флагманские дорогие камеры просто не нужны. Они для тех, кто совершенно точно знает, зачем он готов тратить огромные деньги на тот или иной аппарат. Так что пока забудьте про старшие модели.
  • Зеркалки сильно тяжелее. В нагрудный карман их не положить. Весь набор техники может занять большой рюкзак. Бывалые фото-путешественники иногда показывают свои комплекты, с которыми они идут в горы, или в тайгу. Это внушает! Фактически, человек тащит на себе два рюкзака — один с обычным туристическим снаряжением, а второй с фотооборудованием!
    Понятно, что для начинающих такой набор будет существенно меньше, но всё равно руки будет оттягивать, уж поверьте!
  • Зеркалки требуют изучения. Тут тоже есть хорошие новости. В младших моделях всегда есть автоматические режимы, и даже сюжетные программы, какие бывают в компактных фото-мыльницах. Но если вы настроены серьёзно, то автоматики вам быстро станет не хватать, и придётся осваивать ручные режимы. А заодно и теорию.

Иными словами, зеркальные фотокамеры — это инструменты для зарабатывания денег. Если уверены, что вы этого от фотографии и хотите, то на компакты лучше просто не обращать внимания, сразу брать какой-нибудь недорогой зеркальный аппарат.
photographer-1287402_1280

Сравниваем

Итак, главный выбор новичка — компакт или зеркалка.

Компактный:

  1. Простой, неприхотливый, много сюжетных программ — не придётся думать какие настройки выставить для каждого сюжета. У некоторых самых дешёвых — вообще нет никаких настроек, фиксированный фокус и диафрагма. То есть только кнопка затвора и всё! Более продвинутые — есть набор сюжетных программ.
  2. Медленный, большое время реакции, лаг затвора — снимать динамичные сцены будет трудно.
  3. Маленькая матрица — низкое качество снимков, только для семейного альбома.
  4. У многих несменные объективы — ограничение для творчества.
  5. Маленькие размеры — удобно носить. Некоторые совсем плоские, можно в кармане.
  6. У многих закономерно нет видоискателя — визирование нужно производить по экранчику.
  7. Невысокая цена.

Для чего подходит: домашняя фото и видеохроника; домашние отчёты о поездках и встречах. Это главное назначение простых фотомыльниц.
Для чего не подходит: серьёзные фотосъёмки, серьёзное обучение фотографии.

Зеркальный:

  1. Сменные объективы — возможности для творческого роста.
  2. Большая матрица — снимки лучшего качества.
  3. Короткое время реакции, маленький лаг затвора, или совсем нет — можно снимать динамичные сцены, спорт например.
  4. Много ручных настроек — придётся разбираться и осваивать.
  5. Иногда есть сюжетные программы — это для начинающих. У старших моделей их нет.
  6. Большой и тяжёлый, вместе со всеми аксессуарами может занимать много места.
  7. Цена выше, чем у компактов, иногда сильно выше. Объективы часто стоят дороже, чем сам аппарат.

Для чего подходит: самое широкое творчество.
Для чего не подходит: семейный отдых, и всякое приятное времяпровождение; ибо слишком громоздкий, чтобы таскать его на пикники или в отпуск (если не стоит задача целенаправленно использовать отпуск для фотосъёмки)

Итого мои рекомендации

Для начинающих фотолюбителей лучше всего подходят компактные аппараты среднего и высшего ценового диапазона. Компакты из низшей ценовой ниши выбирать не стоит из-за никуда не годного качества и отсутствия вообще каких-либо настроек. Хоть как-то контролировать процесс фотосъёмки вы не сможете.
Зеркалки «начального уровня» для начинающего стокера тоже неплохой вариант, только будьте готовы затратить известное время на их освоение. Функционала в них обычно больше, чем в компактах. И нужно постараться, чтобы обилие технических опций и всяких настроек не запутали бы и отвлекали от собственно фотографирования.

Если кто-то ждал, что я буду предлагать конкретные модели фотоаппаратов, то вы ошиблись. Модельные ряды у производителей постоянно меняются. Выпускаются новые, выводятся с рынка старые. Через полгода-год мои рекомендации устареют — камер, которые я посоветую, просто уже не будет в продаже. Вместо этого я постарался рассказать о принципах, которыми нужно руководствоваться при выборе.

Поделитесь с друзьями:

Отправить ответ

4 Комментарий на "Как выбрать фотоаппарат для начинающего"

avatar
Gazrar

Спасибо за обзор. Разделяете ли вы зеркалки на кропы и фулфремы в контексте работы на фотостоках? Есть ли существенные различия и в чем?

Влад Нордвинг

Здравствуйте!
Я не замечаю особых различий по качеству картинки с кропов или с фулфреймов. То есть за качество здесь отвечает уже прямизна рук фотографа, а не размер матрицы. 🙂 Но размеры изображений с полнокадровых камер закономерно больше, и поэтому в фотобанках они могут стоить дороже.
Кроме того, большая матрица даёт больше возможностей для кадрирования при постобработке. А во время съёмки есть возможность оставлять с краёв кадра больше лишнего места «под обрезку». То есть немного удобнее работать становится.

Gazrar

Спасибо. У вас что-то с версткой на мобильных устройствах — не отображается блок комментариев, нельзя ни написать — ни прочитать с телефона.

wpDiscuz

StockInspector

Блог инспектора фотобанка

© 2014 — 2015 StockInspector