Главная » Практика » Про старые фотографии

24 июня 2016г.

Нет комментариев

,

Про старые фотографии

Миниатюра записи

Здравствуйте, коллеги! Особенно москвичи. Посмотрите на заставку — узнаёте место? Раньше это была улица Горького, а в наше время это Тверская, у самого её выхода на Охотный ряд. Фото сделано в 70-х годах. Самый расцвет Советского Союза. Предлагаю поговорить сегодня о том, какие фотографии старых лет могут иметь фотостоковую ценность.

У нас в фотобанке Лори эта фотография продаётся редакционно. То есть её нельзя использовать для изготовления рекламы. Почему? Потому что она сделана всего 45 лет назад. А в общественное достояние такие изображения передаются только спустя 70 лет после опубликования или после смерти автора. Если рассмотреть эту картинку подробнее, там можно увидеть много приватных деталей — лица людей, номера на автомобилях, вывески на магазинах, ещё что-то. Любая из этих подробностей переводит фотографию в разряд редакционных.

Я не могу знать про политику других фотобанков. Я сотрудник Лори, и могу квалифицированно рассказывать только про наши правила.

А общее правило в отношении ретро-фотографий у нас такое же, как и ко всем другим изображениям: мы их принимаем, если они представляют коммерческую ценность.

Мы по опыту знаем, что старинные фотографии хорошо продаются. Совсем старые, дореволюционные, вплоть до снимков Льва Толстого в кругу семьи; старинные открытки, даже цветные, раскрашенные; фотографии нового и новейшего времени, до 80-х или 90-х годов. Они раскупаются активно, и это значит, что есть смысл их загружать. Но есть нюансы.

Вот например, имеет ли коммерческую ценность фотография Тверской с заставки статьи? Конечно имеет! Я про это только что и рассказывал, что такие фото активно покупают. Интерес к истории России и Москвы сейчас переживает явный ренессанс, изображения «как это было» востребованы!

А вот такая картинка имеет ли ценность?
Вельская лесобаза

Нет, это фото куплено не будет. Потому что здесь явно неправильная композиция. Это фотокарточка из моего личного альбома, и на ней изображён кабель-кран лесоперерабатывающего завода в моём родном посёлке. Между прочим, этот кабель-кран германского производства, он был поставлен в Советский Союз по программе репараций от побеждённой Германии в первые послевоенные годы. Таких кранов в СССР было привезено всего несколько штук, и один из них долгие годы трудился у нас, на нашей лесобазе. Это ведь история? Да, безусловно! И было бы полезно иметь в базе изображение этого агрегата! Но с таким кадрированием у него нет шансов быть принятым.

Итак, ретро-фотография должна быть правильно скомпонована, и не выглядеть случайным снапшотом. Снимок Тверской улицы на заставке — пример хорошей компоновки, вместе с остальными параметрами качественной фотографии. Поэтому она заслуженно занимает своё место в базе фотобанка.

Дальше. Изображения, отражающие дух ушедшей эпохи. Например, вот:
Туристы на привале

Фотография сделана в 1978 году. Модельных релизов, конечно, нет. Эти люди явно позируют фотографу. С учётом всех этих условий, если бы это была современная фотография, то принять её без релизов мы не имели бы права. Но она принята, хотя и редакционно. Почему? Как раз по этой причине — дух ушедшей эпохи. Песни под гитару у костра в кругу друзей — даже я ещё застал это романтическое время! В мою молодость увлечение такой романтикой уже заканчивалось, но в 70-х годах это явление было массовое!

Кстати, рядом с фотографией стоит пометка, что это эксклюзивное изображение. Оно есть только в Лори, больше ни в каком другом фотобанке вы его не купите.

Или вот ещё такое же:
snapshot93

Эта фотка чуть постарше, но явление такое в самом деле было — в шахматы играли буквально все! И тоже — принято без релизов, только редакционно.

Дух времени, это такое слабо формализуемое понятие, его можно только почувствовать… Если оно, это неуловимое, на снимке есть, то ему тоже место в базе фотобанка.
Кстати, обратите внимание, что обе эти фотографии грамотно откадрированы и экспонированы. Это то, о чём я писал выше.

Дальше. Портреты, в том числе студийные. Они тоже часто принимаются редакционно, без релизов. Вот, например:
snapshot89

Снимок 1960 года, то есть до перехода в общественное достояние ему ещё далеко. Девочка явно позирует, снимок студийный. И она сейчас наверняка жива и здорова, да и фотограф тоже. Тем не менее, фотография принята без релиза, хотя и редакционно. Почему? А вот из-за этой школьной формы! Вообще весь этот образ советской отличницы… Например, художник-костюмер в театре или в киностудии купит эту картинку и будет придирчиво рассматривать все мелкие детали этого наряда — чтобы сшить такой же! И это только один пример, а вариантов использования изображений старых костюмов может быть множество.

Или вот ещё более ценный с этой точки зрения кадр:
snapshot91

Фасон платьев на женщинах, покрой пиджака на одном мужчине, галстук на втором, огромные ретро-кепки — всё это может оказаться для кого-то настоящим кладом информации! И кстати, видите — это изображение принято уже произвольно, оно подходит для любого типа использования, в том числе и для коммерческого. И это тоже понятно: снимок 30-х годов прошлого века, 70 лет со дня его создания уже прошло, и он перешёл в общественное достояние.

Перед тем, как броситься потрошить свои семейные архивы и загружать оттуда на Лори всё подряд, призываю вас хорошенько понять, что может быть востребовано, а что нет. Что из вашего личного альбома может кому-то потребоваться, а что не потребуется никогда.

Вот например, посмотрите ещё раз на самую первую фотографию в этой статье, там, где наш кабель-кран. Там объект съёмки слишком мелкий, расположен он далеко, что это такое — непонятно. Короче, плохо. Теперь сравните её вот с этой:
lesobasa-pogruzchik-700

Здесь уже гораздо лучше, правда? Это тоже наш лесозавод, снимок из моих архивов. На снимке погрузчики для пачек пиломатериалов. Говорят, они были изобретены нашими местными умельцами, изготавливались кустарно, и работают у нас до сих пор! Правда, уже в современном варианте. (С кондиционерами в кабинах! :)) Такая фотография уже гораздо ценнее — здесь хорошо видны объекты съёмки, грузовой двор завода, и вообще всё очень даже неплохо. По сравнению с тем первым снимком. И тем не менее, я всё равно сомневаюсь в её коммерческом потенциале.

Ещё пример. Вот две фотки меня любимого:
myphoto1

(Ничего, что я всё про себя, никого не коробит? 🙂 ) Как думаете, какой снимок обладает бОльшим коммерческим потенциалом?
Не обращайте внимания на убитое качество фотки справа. Для ретро-фотографий это не так уж важно. В любом случае, ответ очевиден: интерес может представлять левая фотография. Хотя бы из-за наряда первоклассника — такой костюм сейчас вряд ли вы найдёте! А это в самом деле «первый раз в первый класс». Правая же фотография — что тут может кого-то заинтересовать? Ровно ничего! Такой сюжет можно снять и сейчас, на любом пляже. И качество будет на порядок лучше!

А знаете, какие фотографии будут приняты в фотобанк Лори вообще без всяких условий? Ответ — совершенно уникальные, эксклюзивные, которых нет больше нигде, и при этом ярко отражающие историю России или других стран. Например, фотка Валерия Харламова в раздевалке после хоккейного матча. Юрий Гагарин на волейбольной площадке. Андрей Тарковский перед съёмками. Игорь Дятлов, готовящийся к своему последнему походу, или в аудитории своего университета, всё равно. Строительная техника на берегу Енисея, на строительстве первой тамошней ГЭС. Строительство Байконура (а также строительство «Восточного» в наше время!) И всё то же самое, относящееся к другим странам.

И отсюда очень важный вывод: все перечисленные выше критерии приёмки действуют, куда же без них. Но уникальные, единичные кадры, типа описанных в предыдущем абзаце, которых больше нет ни у кого — мы принимаем не глядя, на раз! Качество таких снимков может быть совершенно никакое. Но они всё равно будут приняты, несмотря ни на какие дефекты!

Сейчас кто-то может сказать: «Ха, где же нам такие фотки взять? Вы раскатали губу, господа!» Вот потому-то эти снимки и такие ценные, что они единичные! И понятно, что у большинства фотолюбителей не было возможности снимать такие эксклюзивные вещи.

Итак, запомним. При выборе старых фотокарточек для загрузки их в фотобанки следует иметь в виду:

  • Снимок должен нести ясно заметное высказывание, иметь грамотное кадрирование, разделение на планы по всем правилам фотографии (передний, средний, задний), и лучше если будет чётко выделенный объект съёмки.
  • Снимок должен отражать дух своего времени.
  • Снимок должен демонстрировать костюмы людей, или архитектуру, или интерьеры, или вообще что-то такое, что уже невозможно воспроизвести сейчас.

Так что вот. В большинстве семей хранятся старые фотоальбомы, и там почти всегда есть что-то, чем можно поделиться с общественностью. Конечно, часть этих фотоснимков показывать нельзя — есть нравственные, глубоко личные запреты; семья, это дело интимное. Нужно аккуратно перебрать личные архивы, оценить допустимость их публикации, потом оценить их коммерческий потенциал… Уж как минимум пейзажи городов прежних лет, при должном качестве отпечатков, вполне могут быть размещены в фотобанках!

Удачных вам снимков и хороших продаж!
Влад Нордвинг

Поделитесь с друзьями:

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz

StockInspector

Блог инспектора фотобанка

© 2014 — 2015 StockInspector