Главная » Практика » Про выбор зеркального фотоаппарата

19 мая 2016г.

2 комментария

Про выбор зеркального фотоаппарата

Миниатюра записи

Здравствуйте, коллеги!

Этот вопрос, как выбрать зеркальный фотоаппарат, уже стал в Интернете фольклором. Ну, мне так кажется. Сколько существуют фотоаппараты, столько уже люди спрашивают друг у друга, какой фотик мне купить? А в последние годы, когда предложение в магазинах уже просто зашкаливает, выбор стал ещё сложнее.

Понятно, что и руководств для такого выбора в Интернете очень много. Поэтому я как обычно сделаю акцент не на общих словах, а на фотостоковом бизнесе.

Битвы гигантов

Начать с того, что по моему мнению эпические битвы «Nikon против Canon» для новичка не имеют смысла. Равно как и про аппараты других производителей. Чтобы уловить разницу нужно много снимать на ту и другую систему. Снимать действительно много, в разных условиях, в разных жанрах, с разным освещением, с разным дополнительным оборудованием. Когда человек становится таким вот опытным зубром, он действительно начинает видеть разницу. И это будут аргументы типа «при съёмке водных пейзажей в режимное время и обязательно при контровом освещении сцены лучше подходят камеры фирмы ХХХ», или «когда вы идёте в горный поход N-категории сложности вам лучше взять камеру фирмы YYY, потому что набор объективов к ней будет весить на mmm граммов легче», или «при импульсном студийном освещении и с использованием серебристого отражателя камеры фирмы ZZZ дают более глубокий зеленоватый оттенок кожи, чем камеры фирмы VVV, поэтому они менее предпочтительны».
Canon-Nikon-Cameras

Вынесли вы отсюда что-нибудь ценное? Если вы новичок в фотографии, то уверен, что немного. Или точнее — всё это для новичка или для любителя не актуально! На фотостоках нет явного доминирования ни Canon, ни Nikon, ни Sony, ни Fuji, ни чего-то другого. Все производители представлены примерно одинаковыми портфолио. Поэтому опять повторю, вопрос «аппарат какой фирмы больше подходит для работы на фотобанках?» не имеет смысла.

Объективы

Здесь мне, конечно, возразят, что выбрав тушку той или иной фирмы фотолюбитель вынужден будет брать в дальнейшем объективы этой же фирмы. То есть, вроде как выбор бренда серьёзнее, чем кажется.

Это тоже не совсем так. Потому что существует множество независимых производителей оптики, которые делают объективы с байонетами всех крупных брендов. Например, у меня самый любимый объектив Tamron 28-75. Компания, которая не имеет своей линейки фотокамер. У него давно отклеилась и пошла волнами резиновая накладка, но он всё ещё работает как часы!

Опять повторю, что разнообразные мелкие детали изображения, которые выдаёт объектив (все эти мягкость/жёсткость, рисунок боке, характеристики комы и так далее) бывают наглядны и имеют конкретный практический смысл только для много снимавших фотографов. Для начинающих, да даже и для опытных фотостокеров это всё малосущественно.

Здесь уже нужно пояснить. Если я говорю, что одно не важно, другое не важно — то что же важно? Для фотостокера важна не техника, а коммерческое чутьё и работоспособность. Понятие коммерческого потенциала изображения является ключевым во всём фотобанковском бизнесе. Я это всячески везде подчёркиваю.

Существенным может оказаться другое, а именно доступность в магазинах объективов той или иной марки. В крупных городах проблем с этим не бывает. В небольших районных центрах… не знаю, наверно посложнее. Но вот если бы я, к примеру, собрался покупать новый объектив, то меня не напрягло бы съездить за ним в Москву! Или какой у вас поблизости есть крупный город.

Как правильно выбрать

Но всё-таки вопрос выбора той или иной модели зеркального фотоаппарата остаётся. Сейчас расскажу, что по моему мнению является важным.

Кроп-фактор

На мой взгляд, первое, на что нужно обратить внимание, это размер матрицы. Я уже писал здесь на сайте, что при одном и том же количестве пикселей матрица бОльшего размера предпочтительнее. Чем больше физические размеры матрицы (в миллиметрах) тем больше светочувствительных элементов на неё можно поместить не опасаясь, что между ними начнутся всякие неприятные эффекты, паразитные связи, перетекание зарядов и так далее. В итоге выходит, что при прочих равных, матрицы большего размера могут выдать лучшее качество картинки.
Кроп-фактор

Для фотостокера наилучшим вариантом была бы камера с полноформатной матрицей. Это когда кроп-фактор =1, то есть размеры матрицы совпадают с размерами стандартного плёночного кадра 36х24 мм. Но такие камеры стоят очень существенно дороже своих «кропнутых» собратьев.

Мегапиксели

Второе, на что обращается внимание при выборе, это конечно, количество мегапикселей. Оно сильно связано с предыдущим пунктом. Но всё же общее правило такое:

При одном и том же размере матрицы предпочтение получает тот аппарат, у которого количество мегапикселей меньше. Верно и обратное: при одном и том же количестве мегапикселей предпочтительнее аппарат, у которого матрица больше (или, что одно и то же, кроп-фактор ближе к единице).

Парк объективов

Это для тех, у кого уже есть зеркалка, и нужно просто поменять на новую. Но тут объяснять много уже не нужно, люди и сами понимают. Если у вас был аппарат того или иного бренда, то у вас накопились и объективы с соответствующим байонетом. И покупать камеру другого бренда уже неразумно, ибо придётся опять заново покупать все объективы, а имеющиеся останутся не у дел. Это такое брендовое рабство — купил в самом начале камеру Nikon, и приходится покупать объективы с байонетом под Nikon, а потом и камеры обновлять тоже на Nikon. Это всё верно также и для других марок.
photographers

Башмак для внешней вспышки

Очень важно, чтобы он был! Впрочем, на современных зеркалках он есть всегда. Вам рано или поздно придётся купить вспышку, чтобы существенно расширить спектр ваших возможностей.

Про всё остальное…

…то есть про всякие другие параметры фотоаппарата, и на что они влияют.

Возможность съёмки в RAW. Это такой сырой массив цифровых данных, который процессор камеры записывает на флешку. При обработке этот RAW нужно «проявить» — перевести в привычный формат JPG или PSD. Современные зеркалки как правило все имеют возможность снимать в RAW. Шансы «вытащить» неудачный кадр из этого формата очень сильно повышаются. Я советую всегда снимать именно в RAW, чтобы расширить возможности при последующей обработке.

Гнездо для штатива. Просто убедитесь, что оно есть. Это как со вспышкой — рано или поздно придёт понимание, что штатив нужен.

Вес и габариты. Для только студийных съёмок это не так уж и важно, но новички редко нацеливаются на сугубо студийную работу. Фотоаппарат и несколько объективов придётся таскать с собой в рюкзаке или в сумке. И полнокадровая профи- или полупрофи-камера вам быстро вытянет руки до колен. Будете возвращаться со съёмок в состоянии «как добраться до дивана». 🙂 Поэтому, если планируете много снимать на улице, много перемещаться, то лучше выбрать что-нибудь полегче.
minicam

Количество точек фокусировки. В младших любительских моделях их всего несколько. Три или шесть, например. Это сильно ограничивает ваши возможности в построении композиции кадров. Вам придётся

  • глядя в видоискатель построить предварительную композицию,
  • потом нажать кнопку затвора наполовину, чтобы сработал автофокус и навёлся на резкость по той точке фокусировки, которую вы перед этим выбрали,
  • перестроить кадр как нужно, то есть просто переместить камеру руками, не отпуская кнопку,
  • только после этого нажать кнопку спуска окончательно.

В этом процессе слишком много этапов, когда фокус может уйти с объекта, вы можете встряхнуть камеру, и так далее. А снимать быстрый репортаж в таком режиме вообще не получится. Поэтому лучше, если точек фокусировки в камере много.

Сюжетные программы. Эти украшательства как правило быстро оказываются лишними. На профи-камерах их обычно просто нет. Вам будут нужны только режимы «приоритет выдержки», «приоритет диафрагмы» и полностью ручные настройки (обычно режим «М»). Вот кстати и убедитесь, что режим «М» присутствует. На дешёвых потребительских камерах их может и не быть, и такие аппараты не для вас.

Встроенная вспышка. Про это лучше забыть сразу. Некоторые даже советуют намертво заклеить её скотчем и никогда не использовать. Инспекторы фотобанков на раз распознают снимки, снятые со встроенной вспышкой, ничего хорошего от неё не получается.

Но есть нюанс. Я иногда до сих пор использую встроенную вспышку — в качестве поджига для студийных моноблоков! Но обязательно надеваю на неё рассеиватель, чтобы свет от неё не попадал на снимаемую сцену, а летел в потолок. Фотоловушки на моноблоках всё равно сработают. А рассеиватель можно сделать просто из куска белого картона, который прицепить на эту вспышку резинкой.

Минимальное значение ISO. На многих дешёвых зеркалках это бывает ISO-200. Не очень хорошо, лучше бы ISO-100. Бывает, что камера предлагает какие-то дробные значения чувствительности, и тогда можно поставить ISO-50. Чем меньше ISO, тем лучше качество снимков. Поэтому и старайтесь при съёмках ставить его как можно меньше. Маркетинговые заманухи, типа «в этой замечательной камере ISO достигает 64000 и выше!» — это просто смех, никому это не нужно, кроме отделов рекламы.

Съемка сериями. Это бывает полезно для съёмок быстрого движения — спорта, например. Или репортажей с улиц. На всяческих модных показах, на дефиле знаменитостей или выступлениях политиков — слышали быстрый стрёкот фотокамер? Это и есть серийная съёмка. Она позволяет сделать сразу несколько снимков, чтобы потом была возможность выбрать один лучший. Вообще советую в любых случаях снимать как можно больше, чтобы потом было, из чего выбирать! Не экономьте, у вас не плёнка в 36 кадров!
Матрица фотоаппарата

При этом многие камеры ещё позволяют делать брекетинг — это когда отдельные кадры в серии чуть отличаются друг от друга по выдержке или по диафрагме. Если освоить этот инструмент, то почти гарантировано, что хотя бы один кадр из серии можно будет принять в дальнейшую обработку, не все пойдут в корзину!

Так вот, если для вас это важно, если вы планируете такого рода фотосессии, то обращайте внимание на параметры серийной съёмки, которые предлагает камера. Скорость серии (количество кадров в секунду) и параметры брекетинга. Три последовательных кадра с разными значениями выдержки — это может быть полезно даже для неспешных съёмок пейзажей со штатива. И это, по-моему, есть в любых зеркальных камерах. А более серьёзные параметры серийной съёмки бывают в камерах классом повыше и подороже.

Видеосъёмка. Эта фишка последнее время стала востребована. И фотобанки быстренько завели у себя разделы для футажей. На Лори такой тоже есть. Привлекательность коротких видеороликов на фотостоках понятна — они существенно дороже фотографий. Но это отдельная большая тема, и даже для меня требует изучения, ибо я пока занимаюсь только фотографиями. А вам можно иметь в виду при покупке, что такая функция, как видеосъёмка не будет лишней.

Большой контрольный экран. Это просто удобство при работе, но всё же очень полезное. Намного лучше, чем маленький, размером с марку, экранчик на моём старом Nikon D50. Да ещё если этот экран поворотный, то при съёмках из неудобных положений он очень сильно выручит.

Задержка затвора, или автоспуск. Бывает нужна для съёмок самих себя, например. Или ещё если у вас ненадёжный, хлипкий штатив, который колышется под камерой от каждого прикосновения. Тогда вы всё настраиваете, включаете таймер, нажимаете на спуск, и ждёте птичку. 🙂 Секунд за десять колебания штативчика затихнут, и есть шанс, что снимок будет резкий. Функция автоспуска есть во всех камерах, я не помню ни одной, чтобы её не было.

Что же я рекомендую?

Наверно, у кого-то после всего этого уже опустились руки: «Столько всего нужно учитывать, как же мне выбрать?!» Не паникуйте, прочитайте ещё раз начало статьи!

Опытные фотографы не нуждаются в советах «как выбрать новую камеру», потому что и так уже знают, что именно им нужно.
А новичкам для начала работы на фотобанках нужно понимать, что всё это множество фишек и параметров — только та или иная степень удобства.

Как я уже отмечал, основными для вас должны являться характеристики матрицы, её физический размер и количество пикселей на ней. От этого напрямую зависит качество снимков. Фотокамеры всех главных брендов легко удовлетворяют потребности начинающих и опытных фотографов. И объективы, и вспышки, и аксессуары тоже удовлетворяют! А различаться они могут только в тонких деталях, в нюансах, которые важны (и заметны!) обычно лишь профессионалам.

Я намерено здесь не назвал ни одной конкретной модели. Я только рассказал принцип выбора, который по моему мнению является правильным. Наверно, не стоит покупать совсем уж дешёвую технику. Не только сами аппараты, но и объективы, и вспышки, и всё остальное. Дешёвые, это скорее игрушки, вы их возможности быстро перерастёте. Также не стоит покупать и совсем топовые, профессиональные модели — вам их богатые возможности поначалу просто не нужны, и вы можете с такими монстрами не справиться. Возьмите что-то из среднего ценового диапазона.

Магазины зачастую предлагают уже готовые комплекты — тушка плюс один или два объектива. Это хороший вариант. Только я не стал бы покупать тушку с совсем уж дешёвым, пластмассовым объективом! Вот этого постарайтесь избежать; объектив критически важен для качества изображений. Почитайте характеристики объективов отдельно, сравните их цены. Комплекты, в которых к тушке предлагается очень дешёвый объектив, отбрасывайте.
photographer-1365242_700

И постарайтесь меньше вдумываться в баталии на фото-форумах, в разделах про фото-технику. Там бывает много людей, которые предпочитают сидеть в Интернете и яростно спорить о пустяках, вместо того, чтобы пойти поснимать! 🙂

Удачных вам кадров и регулярных продаж!
Влад Нордвинг

Поделитесь с друзьями:

Отправить ответ

2 Комментарий на "Про выбор зеркального фотоаппарата"

avatar
Oleg Gazrar

Что вы думаете по поводу потенциала и перспектив беззеркалок для стоковой работы?

Влад Нордвинг

По-моему, это отличная штука для путешествий. Они ведь легче и компактнее, чем зеркалки.
Но есть вопрос насчёт объективов. Не знаю пока, насколько их много уже выпущено. А если есть дефицит объективов, то стоит ли покупать тушку?…
Я сам ни разу ещё в руках не держал, но у авторов Лори они начинают появляться.

wpDiscuz

StockInspector

Блог инспектора фотобанка

© 2014 — 2015 StockInspector